Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54

2014 - год культуры

Рассказать друзьям:

Главная / Музыкальная школа / История школы / Лагутин А.И.

главная | история | дорогие имена: А.И. Лагутин


А.И.Лагутин

ЛАГУТИН Александр Иванович

(1928-2008)

Музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель.

Окончил Московскую консерваторию в 1951 году по специальности «музыковедение». С 1952 по 2008 год работал в Музыкальном училище (колледже) при МГК Академическом музыкальном колледже и Детской музыкальной школе АМУ (АМК). До 2006 г. возглавлял отделение музыкально-теоретических дисциплин ДМШ. В 1956-2001 гг. являлся заместителем директора Колледжа по учебно-методической работе.

Всю свою жизнь посвятил педагогической и административной работе в нашем учебном заведении. Заслуженный учитель РСФСР, Заслуженный деятель искусств РФ, Ветеран труда.

В 1962 вместе с Э.С. Смирновой составил Программу курса музыкальной литературы для детских музыкальных школ.

Совместно с В.Н. Владимировым опубликовал Учебник и Хрестоматию по музыкальной литературе для 4 класса детских музыкальных школ. В 1999 году вышло новое, переработанное издание Учебника.

На уроке музыкальной литературы у А.И. Лагутина

Также изданы его «Методика преподавания музыкальной литературы в Детской музыкальной школе», «Основы педагогики музыкальной школы», и соответствующие данным предметам учебные программы. В 2002 году опубликована Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература» (для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств)

В издательстве «Музыка» в 2005 году вышло новое учебное пособие А.И. Лагутина «Методика преподавания музыкальной литературы в Детской музыкальной школе» (предназначено для студентов музыкальных колледжей и колледжей искусств).

Замечательный педагог и методист, А.И. Лагутин побывал с целью обследования и оказания организационной и методической помощи в учебных заведениях Азербайджана, Грузии, Киргизии, Таджикистана, Башкирии, Якутии. Читал лекции во Всесоюзном и Центральном институте повышения квалификации работников культуры и на региональных курсах.

Участник IX (1970, Москва) и XI (1974, Перт, Австралия) Международных конференций по музыкальному воспитанию (ISME).

Жизнь Александра Ивановича Лагутина – пример служения Отечеству.




Из текста Характеристики, выданной А.И. Лагутину
в АМУ в 1992 г. (с рядом правок):

Окончил в 1951 году с отличием теоретико-композиторский факультет Московской консерватории с музыковедческой квалификацией. С 1952 года на педагогической работе в Музыкальном училище при Московской консерватории, а в январе 1956 года назначается заместителем директора училища по учебно-методической работе. Занимал эту должность до 2001 года, находясь у руководства учебным заведением более трети его вековой истории. Эти годы можно охарактеризовать как расцвет головного в стране музыкального училища, известного далеко за пределами страны творческими достижениями многочисленных воспитанников (ежегодный выпуск до 156 человек по 20 специальностям) и значительным вкладом в развитие музыкальной педагогики среднего и начального звена.

Как заместитель директора А.И. Лагутин внес значительный вклад в организацию учебно-воспитательного процесса, в разностороннее обновление его содержания, в поиски новых форм и средств обучения, способствующих повышению эффективности воспитания творческой молодёжи. В своей административной, творческой и педагогической деятельности он проявил себя талантливым и разносторонне образованным музыкантом, высококвалифицированным специалистом в области музыкальной педагогики, опытным организатором учебно-творческой и научно-методической работы.

А.И. Лагутин всегда принимал самое непосредственное и активное участие в разработке многих нормативных документов по среднему и начальному музыкальному образованию: учебных планов (начиная с 1958 года), программ обучения по специальным дисциплинам, правил приёма и приёмных требований в музыкальные училища, инструктивных писем, многих положений и т.п. В 1984 году он разработал и аргументированно обосновал экспериментальные учебные планы для музыкального училища по всем специальностям дневного и двум специальностям вечернего обучения. Они явились первым подобного рода документом, наметившим перестроечные процессы в профессиональном музыкальном образовании (в 1985 году утверждены Министерством культуры СССР, а в 1987 году Минвузом СССР). Обновлённый в 1989 году вариант этих планов стал основе организации в училище учебного процесса.

При активном содействии А.И. Лагутина опыт учебной и творческой деятельности Училища становится достоянием многих педагогических коллективов. Он выступал с докладами на всех всесоюзных совещаниях директоров ССУЗов и музыкальных училищ (1972, 1978, 1985), проводил семинары директоров и заместителей директоров музыкальных училищ в Белоруссии, в Грузии, во Всесоюзном и республиканском (РСФСР) институте повышения квалификации работников культуры, читал лекции для начальников (директоров) республиканских и областных методических кабинете учебных заведений искусства и культуры и т.п. Министерства культуры СССР и РСФСР, Минвуз СССР неоднократно включал А.И. Лагутина в комиссии (в том числе и в ранге председателя) по проверке деятельности ССУЗов искусства и культуры и оказанию им практической помощи. Ряд учебных материалов, созданных А.И. Лагутиным, в которых обобщается опыт деятельности головного музыкального училища и содержатся разного рода рекомендации, переданы на депонирование в НИО Информкультура Библиотеки им. Ленина. С конца 70-х годов в Училище стало осуществляться, организованное и руководимое А.И. Лагутиным, стажирование преподавателей музыкальных училищ страны. За прошедшие годы в училище при Московской консерватории повысили свою квалификацию около 250 человек из 70 городов.


А.И. Лагутин на выпускном вечере, 28.06.1967
На выпускном вечере 28.06.1967

Министерство культуры СССР использовало опыт и знания А.И. Лагутина и в связях с зарубежными странами. Четыре раза он был командирован (1970-1981) в музыкально-хореографическое училище г. Улан-Батор, где за свою деятельность был награждён правительственной медалью; направлялся в Социалистическую республику Вьетнам для отбора на обучение в СССР молодых Вьетнамских музыкантов (1969) входил в состав делегации Министерства культуры СССР по изучению организации музыкального образования в КНР (1986); выступал с докладом на ХI международной конференции по музыкальному воспитанию (ISME) в г. Перт, Австралия; возглавлял группу учащихся Училища и ЦССМШ в концертной поездке по Италии; вел переговоры в Вене об участии симфонического оркестра училища (лауреата Международного конкурса молодёжных оркестров Фонда Герберта фон Караяна и лауреата премии Ленинского комсомола) в международном фестивале молодёжных оркестров (состоялся в Вене в апреле 199I года).



Во время первой поездки в г.Улан-Батор (Монголия). Третий слева – А.И. Лагутин

Научно-методическая работа, которую в Училище возглавлял А.И. Лагутин, связана прежде всего с составлением и пересмотром учебных программ, созданием учебных пособий, написанием рецензий, отзывов, заключений на учебно-методическую документацию и литературу, организацией педагогических чтений, проведением конференций и семинаров. Результаты этой работы позволяют заключить, что Училище при Московской консерватории является методическим центром страны по среднему и начальному музыкальному образованию. Только за последние пять лет преподавателями Училища или при их участии было создано или обновлено свыше сорока действующих в настоящее время учебных программ для музыкальных училищ.


А.И. Лагутин на юбилее М.П. Мчеделова. 1973
На юбилее М.П. Мчеделова. 1973

Как специалист в своей области педагогической деятельности А.И. Лагутин стал создателем новых учебных курсов: методики преподавания музыкальной литературы и основ педагогики музыкальной школы, являясь автором учебных программ данных курсов (последние издания вышли в 1988 году) и учебных пособий. Его книги «Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе» (М., Музыка, 1982, 16 п.л.; переиздана в 2005 г.) и «Основы педагогики музыкальной школы» (М., Музыка, 1985, 9 п.л., также имеет переиздания) являются первыми и до сих пор единственными монографиями по данной тематике. Они широко используются в учебной практике и получили высокую оценку специалистов.

Курc методики А.И. Лагутина создан на основе его многолетнего опыта преподавания музыкальной литературы в школе и руководства педагогической практикой учащихся теоретического отделения училища. Написанный совместно с В.Владимировым учебник по музыкальной литературе для ДМШ с 1969 года выдержал десять изданий (и четыре издания параллельной Хрестоматии). В 1999 году в издательстве «Музыка» вышло новое, переработанное издание Учебника. Учебник также издавался на украинском и грузинском языках. Общий тираж всех изданий учебника превосходит 1 млн. экземпляров.

По приглашению республиканских и областных методических кабинетов проводил семинары и показательные уроки в городах России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Грузии, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана; вёл курсы по повышению квалификации преподавателей Москвы и Московской области.

Г.В. Свиридов, А.И. Лагутин и дирижер Л.В. Николаев
Композитор Г.В. Свиридов, А.И. Лагутин
и дирижер Л.В. Николаев
Космонавт П.И. Климук, А.И. Лагутин, директор училища Л.Л. Артынова
Космонавт П.И. Климук, А.И. Лагутин,
директор училища Л.Л. Артынова

Курс «Основы педагогики ДМШ», представляющий собой своеобразное введение в музыкально-педагогическую профессию, привлекал внимание руководителей ДМШ, других работников начального музыкального образования. А.И. Лагутин вел его не только в Училище, но и во Всесоюзном и республиканском институтах повышения квалификации работников культуры для директоров, заместителей директоров и заведующих отделениями музыкальных школ.

Редактор-составитель и один из авторов издания «Методические записки по вопросам музыкального образования» (вып. З, 16 п.л.) – сборника статей преподавателей Училища, подготовленный к 100-летию учебного заведения (М., «Музыка», 1992). Является также автором ряда статей, опубликованных в различных сборниках и журналах, в том числе зарубежных.

Был избран членом Президиума Всесоюзного учебно-методического совета по среднему и начальному музыкальному образованию, состоял членом Методического совета по среднему специальному образованию Гособразования СССР, членом Пленарного совета издательства «Музыка». В 1984-1986 гг. прошел курс обучения и с отличием закончил Факультет новых методов и средств обучения НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР.

1976. Речь на выпуске
1976. Речь на выпуске
1985. Речь на выпуске
1985. Речь на выпуске

1988. Речь на выпуске
1988. Речь на выпуске
200(?). Речь на выпуске
200(?). Речь на выпуске

В течение всех лет работы в Училище А.И. Лагутин был активным общественником: пропагандистом в системе политического образования преподавателей (награждён значком «Пропагандист Красной Пресни»), возглавлял оргкомитет по проведению конкурса рефератов учащихся по общественно-политической тематике (представители Училища неизменно занимали на заключительном Всесоюзном туре конкурса первые места), выполнял многие другие общественные поручения и обязанности. И во всех своих делах проявил себя компетентным специалистом, ответственным руководителем и исполнителем.

Многосторонняя деятельность А.И. Лагутина – административная, организаторская, педагогическая, творческая – принесла ему широкую известность среди музыкантов, педагогов, в органах управления музыкальным образованием, авторитет и уважение всех, кому довелось с ним сотрудничать и работать.


Встреча делегации из Республики Корея. 1993
Встреча делегации из Республики Корея. 1993

Деятельность А.И. Лагутина на посту заместителя директора Музыкального училища при Московской консерваторки им. П.И. Чайковского и его заслуги в подготовке музыкальных кадров и развитии музыкальной педагогики была отмечена правительственными наградами:

  • почётным званием «Заслуженный учитель школы РСФСР» (1976);
  • орденом «Знак Почёта» (1986);
  • медалями: «За трудовое отличие» (Т966);
  • «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина;
  • «Ветеран труда» (1986);
  • почётной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВДШС, ЦК ВЛКСМ за достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции.


А.И. Лагутин в классе
А.И. Лагутин в классе

А.И. Лагутин и выпускник ДМШ А.Ожегов на церемонии вручения аттестатов в мае 2007 г.
А.И. Лагутин и выпускник ДМШ А. Ожегов
на церемонии вручения аттестатов
в мае 2007 г.







«ШКОЛА МОЕЙ МОЛОДОСТИ»
Воспоминания А.И. Лагутина о работе ДМШ при училище в послевоенный период


Несколько школьных классов по музыкальной литературе я получил сразу же, как только приступил к педагогической работе в училище. Шёл сентябрь 1952 года. Время было непростое, разворачивалось так называемое «дело врачей». Тревожные слухи проникали повсюду, ждали худшего. Но жизнь училища и школы шла своим чередом. Во главе их стояла Рахиль Львовна Блюман – опытный организатор, воспитатель, свободно ориентирующийся во всех музыкальных делах училища и школы. Тогда оба учебных заведения помещались в одном трехэтажном здании, построенном еще до революции основательницей Общедоступного музыкального училища В.Ю. Зограф-Плаксиной (с 70-х годов это здание уже четырехэтажное, и в нем располагается только школа). Классов, разумеется, не хватало. Их было всего 24, два из которых были расположены в подвале. Рояли и пианино были старые, довольно изношенные, хотя и поддерживались в относительном порядке. Отдельное помещение (класс) занимала библиотека. В подвале были гардероб, скромный буфет, общая раздевалка и класс для занятий военным делом для юношей. Общежитие для иногородних учащихся училища находилось на Трифоновской улице вблизи Рижского вокзала. На месте современного спорткомплекса, возведённого в 1980 году, находился гараж, в котором держали свои автомобили А. Хачатурян и Л. Коган. Позже директору училища Ларисе Леонидовне Артыновой стоило больших усилий освободить это место для строительства спортивного сооружения.

Учебный день начинался по расписанию в 9 часов утра и продолжался до позднего вечера. В довольно однообразной череде дней моего первого учебного года особенным выдался день 5 марта 1953 года – день смерти Сталина. Никаких указаний об отмене занятий и организованном участии в траурных процессиях – не поступало. В училище и школу пришли как преподаватели, так и ученики. Но не слышно было громких голосов, распевающихся вокалистов, звуков оркестровых инструментов в коридорах и на лестницах – обычного звукового фона в здании. Лишь приглушённые голоса, понурые лица… Учебный день был дезорганизован.

Ко мне в класс (ныне № 40) пришла часть учеников. Но урок не состоялся. Никто не хотел заниматься учебным материалом. Перешёптывались о случившемся. Растерянность охватила всех, что теперь будет? О смерти великого Прокофьева еще никто не знал. Дни, вплоть до похорон Сталина, прошли как в угаре. Только через несколько дней возобновилась обычная учебная жизнь.

В школе учеников было не так много. Говорили, что после войны некоторое время для них были организованы общеобразовательные предметы, что благоприятно сказывалось на их учёбе. К сожалению, каких-либо доказательств сказанному привести не могу. «Бумажными» делами школы занимались две пожилые женщины – Зоя Александровна Кушнарёва и Наталия Александровна Поляновская. Реального завуча в школе не было до прихода в сентябре 1955 года с должности в Министерстве культуры РСФСР Леоновой Зои Константиновны с дирижерско-хоровым образованием.

Наиболее организованным и многочисленным был педагогический состав фортепианного отделения школы, который возглавляла несколько десятилетий Вера Викторовна Чертова, неизменно занимавшая на первом этаже 4-й (ныне 37-й) класс. Педагог высокого авторитета, представительница классической школы фортепианной игры, она воспитала десятки превосходных музыкантов, выделяя наиболее одарённых. Она часто с ностальгией вспоминала своих лучших учеников: П.В. Месснера (впоследствии в течение десяти лет он был заведующим фортепианным отделением училища), Игоря Жукова – известного пианиста, и целый ряд других. Заведующей фортепианным отделением училища до 1968 года была доцент Сивер Мирра Яковлевна. Педагогический состав фортепианного отделения школы можно установить по сохранившимся в архиве фотографиям. Я могу лишь назвать фамилии О.Ф. Мухортовой, Катуар, Ефимовой, Миркиной… Возможно, кое-кто из старших учеников школы, перспективных по своему дарованию, передавался для продолжения учёбы педагогам училища и даже вуза.

Чёткого представления о струнном отделении того времени у меня нет – он теснее был связан со струнным отделом училища, чем фортепианный. В 50-е годы в школе были классы скрипки, виолончели, контрабаса и арфы. О существовании школьного оркестра ничего сказать не могу.

Не имею представления и о духовом отделении, хотя правильнее говорить не об отделении, а об обучении нескольких подростков на духовых инструментах. Восьмого класса в ту пору еще не было, и специальная подготовка выпускников к поступлению на теоретическое и дирижерско-хоровое отделения училища не осуществлялась. Мероприятий типа конкурсов, классных концертов не существовало, хотя к публичным выступлениям – как в школе, так и за её пределами, – ученики школы привлекались.

Не было и теоретического отделения, как это имеет место ныне. Но была группа педагогов-теоретиков, которые вели положенные по учебному плану сольфеджио и музыкальную литературу. Самым старшим из них был Вахромеев Варфоломей Александрович с небольшой учебной нагрузкой. Он был достаточно видным специалистом, имевшим ряд публикаций (их перечень можно найти в сборнике статей преподавателей училища «Методические записки по вопросам музыкального образования». Выпуск 3. М.,1991. Стр. 320). Опорой теоретический педагогики была в то время, уже в летах, Вера Георгиевна Жаданова – воспитатель, педагог, знаток своего дела, как говорят, от Бога. Меньше всего к ней подходит слово «теоретик». Она была блестящим практиком, истинным музыкальным воспитателем детей и подростков с ярко выраженным артистическим даром. Её ученики любили сольфеджио и своего учителя. Тесный контакт с родителями учеников позволял ей лучше знать и понимать детей, индивидуально подходить к каждому из них в условиях группового урока. Она же организовала и вела школьный хор. Сохранились фотографии выступлений хора под ее началом в Малом зале консерватории. Неуёмный темперамент и открытая общительность всегда выделяли Веру Георгиевну в коллективе преподавателей.

Музыкальную литературу, кроме меня, в школе преподавала музыковед Софья Самойловна Зив (её муж, композитор М.П. Зив, вел в училище анализ музыкальный произведений). Однако, вскоре они покинули училище и школу – не по своей воле, а в силу сложившихся обстоятельств, характерных для общественной атмосферы того времени. С уходом С.М. Зив младшие классы по музыкальной литературе перешли к Ларисе Леонидовне Артыновой, которая вела их в течение ряда лет до перехода на педагогическую работу в училище.

Содержание предмета преподавания определялось как сложившейся традицией, так и представлениями и намерениями преподавателя. Первая официальная программа по музыкальной литературе (её автор С.Б. Оксер – один из основоположников школьного курса музыкальной литературы) вышла в 1956 году. Составленная достаточно полно и тщательно, она отразила идеологический заказ того времени и не во всём учитывала возможности школьного предмета. В создании последующих программ по муз. литературе (1970, 1982, 2002 гг.) принимала участие наша школа. На основе опыта работы преподавателей в 1969 г. вышел и учебник по муз. литературе для первого года обучения (В.Н. Владимиров и А.И. Лагутин), который переиздавался вплоть до 1991 года общим тиражом свыше 1 млн. экземпляров. С 1999 года стал издаваться новый вариант учебника (издательство «Престо»). В разные годы недолго муз. литературу преподавали Е.И. Чигарёва (ныне профессор Московской консерватории), преподаватель училища И.В. Охалова.

Отличную программу по сольфеджио создала в 1984 году опытный методист Татьяна Алексеевна Калужская, которая перешла на работу в нашу школу в 1969 г., некоторое время совмещая ее с заведыванием теоретической секцией Московского городского методического кабинета. Преподавание сольфеджио до сих пор осуществляется по данной программе. Т.А. Калужская является автором учебника по сольфеджио для 6 класса.

Всяким проверкам и аттестациям в те годы школа не подвергалась, как и не было внутришкольного контроля, который пришел в 80-е годы. В 50-е годы от Министерства культуры школу курировала «пианистка по образованию и мотоциклистка по призванию» А.А. Туманян. Рейтинг школы определялся уровнем педагогического состава и её питомцами.

В 1959 году с грустью и обидой на вышестоящие инстанции покинула училище и школу Р.Л. Блюман. На её место назначили С.Т. Кальянова, бывшего до того замдиректора ЦМШ. Начались заметные перемены и, прежде всего, «перетряска кадров». Ушли старые и великовозрастные преподаватели и концертмейстеры. На их место пригласили молодых музыкантов – воспитанников консерватории и частично института им. Гнесиных, – готовых к обновлению, к зову времени. В этой работе директору активно помогала Л.Л. Артынова – тогда секретарь партийной организации. Порою она брала инициативу в свои руки, а с апреля 1961 года оказалась хозяйкой положения. Началась новая жизнь училища и школы, ознаменованная немалыми достижениями в подготовке музыкальных кадров и развитии музыкальной педагогики.

Такой в общих чертах мне помнится школа моей молодости.

Лагутин А.И.
23.01.2007
текст написан специально для публикации на сайте www.amkmgk.ru


Ансамбль ПРЕМЬЕРА

Как вы оцениваете сайт?

лучше всех

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Написать отзыв »

© Вебстудия ФГОУ СПО «Академический музыкальный колледж при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2014
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Общие сведения

Структура Колледжа

История Колледжа

Абитуриентам

Педагогам

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Проекты

Конкурсы и фестивали

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Сведения об образовательной организации